Назад на предыдущую страницу

15 марта, 2013

Друзья, решив не останавливаться на достигнутом, представляем обновленной еще одну рубрику - «ЛГБТ – кино». С самого начала существования рубрики, с 2009 года, она наполнялась регулярными кинообзорами с нашего ежегодного осеннего фестиваля, а также интервью со специальными гостями. Стараниями нашего постоянного автора Инги Пилипчук, в 2010 году нам также удалось поделиться с вами обзором ЛГБТ-кино с юбилейного Берлинского кинофестиваля. В обновленной рубрике материал будет публиковаться ежемесячно, а ее кураторством займется Таня Лабок, с которой мы также сотрудничаем не первый год. Передаем ей слово.

Таня Лабок: мы дружны с 2010 года, в 2011 году у меня был потрясающе интересный опыт PR- сопровождения осеннего кинофестиваля, позднее я продолжала по мере возможностей помогать кинофестивалю, не могла не чувствовать в том, что делает команда и их единомышленники, какой-то глубинной вселенской справедливости. Также меня, как киномана со стажем, не может не восхищать традиционно сильная программа кинофестиваля. На данный момент я изучаю историю кино и мастерство кинокритики в Университете Кино и ТВ, так что предложение по курированию рубрики показалось мне более чем заманчивым.

Совместно с командой «Бок о Бок», продолжая начатое, мы замыслили некоторые дополнения для рубрики: экскурсы в историю развития ЛГБТ-кино, регулярную поставку новостей с мировых кинофестивалей, а также интервью со значимыми личностями из мира кино (сопричастными режиссерами, актерами, кинокритиками, отборщиками и членами жюри кинофестивалей). Все, что вы хотели знать про ЛГБТ-кино, но боялись спросить. Прозвучит, пожалуй, по-идеалистски, но мне искренне хочется максимальной приближенности к читателю, разговора по душам. Получать ваши мнения, сомнения и пожелания и на основании этого продумывать форматы, темы, приглашать собеседников – именно такой рубрика представляется в развитии. Так что настройка на интерактивность в данном случае - вовсе не дань моде, а насущнейшая из потребностей. «Добро пожаловать в со - авторы, друзья!» (e-mail cinema@bok-o-bok.ru и, конечно, надеемся на ваши комментарии к публикациям).

Почему вообще мы любим кино, по механике своей всего лишь проекцию изображения на экран? Тут нет и не может быть одного, разом все объясняющего ответа. В этом и волшебство запечатленного мгновения, и магия образа, заменяющего тысячи слов. Отходя от поэтики и вспоминая историю кино в контексте всемирной истории, в разные периоды оно являлось также инструментом морально- нравственного толка. Нас же с вами интересуют, в первую очередь, сюжеты и настроения, которые воплощаясь на бестелесном казалось бы экране, несут в реальный мир свободу и гармонию.

Нельзя не отметить, что на данный момент ЛГБТ-кино – заметное явление в мировом кинопроцессе, отражающее жанровые тенденции и реформы киноязыка, а по чуткости и нешаблонности прорисовывания любовных линий - и вовсе превосходящее. Вот и на недавно прошедшем 63-м Берлинале, главном мировом кинофестивале независимого остросоциального кино, множество фильмов с ЛГБТ-героями и проблематикой были отмечены в ряду самых ярких в фестивальной программе. Кроме традиционно мощной подборки документального ЛГБТ-кино, среди игровых фильмов кинокритики выделили "It’s all so quiet” («Кругом тишина») голландского режиссера Нанук Леопольд , деликатнейшей пробы камерную драму про любовь двух фермеров, и «Frances Ha» («Фрэнсис Ха») одного из главных независимых американских режиссеров Ноя Баумбаха, черно-белую экзистенциальную комедию про юную отчаянную героиню в Бруклине, своеобразную отсылку к иронично-хулиганистым героям «Манхеттена» Вуди Аллена, а также культовому «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша.

О победителе квир-премий Берлинале 2013 «Тедди» - рецензия давней подруги кинофестиваля «Бок о Бок» Инги Пилипчук.

_________________________________________________________________________________________

Инга Пилипчук

Влечение, которому нельзя быть

Победителем квир-премий «Золотая Эльза» и «Тедди» на Берлинале 2013 стал польский фильм «Во имя…» Работа Малгошки Шумовской (Malgoska Szumowska,  In the Name Of, pol. "W imie", 2013)  создает не только удивительный портрет священника-гея, но и затрагивает острые политические темы. Где же заканчивается искусство и где начинается политика?

Священник Адам пьян. В его квартире громко играет музыка. Натыкаясь на предметы, он погружается в алкогольный туман, утопает в своей нирване, а затем срывает со стены картину, нарисованную маслом, и начинает танцевать с ней. В темноте зрителю не сразу видно изображение, но вот еще один-два поворота,- и на полотне виднеется Папа Pимский Бенедикт XVI. Это сцена из фильма польского режиссера Малгошки Шумовской, показанного на Берлинском кинофестивале 8-ого февраля 2013 года. Спустя три дня после премьеры Папа Pимский заявляет о своей отставке. И хотя не существует между фильмом и реальным событием никакой прямой связи, оба они указывают на необходимость переосмысления взаимоотношений религии и гомосексуальности в современном мире. Ни для кого не секрет, что уход Бенедикта XVI, известного своими гомофобными взглядами, принес облегчение и надежду в круги ЛГБТ. В ближайшем будущем это событие может послужить импульсом для ведения качественно нового диалога на тему гомосексуальности, в том числе и в религиозном контексте.

Уже и сама премьера фильма «Во имя...» всколыхнула дискуссию на эту тему. Члены жюри премии «Золотая Эльза» - одна из двух премий, которая была вручена авторам киноленты - посчитали фильм попыткой призвать католическую церковь «наконец принять своих священников-геев». Вдобавок фильм получил главную квир-премию фестиваля – «Тедди за лучший художественный фильм». Режиссер фильма Малгошка Шумовска, принимая награду на церемонии, сказала: «Есть страны на Земле, где геи и лесбиянки не имеют равных прав с гетеросексуальными людьми. К сожалению, Польша относится к их числу. Поэтому эта награда очень важна для меня».

Режиссер Малгошка Шумовска со статуэткой «Тедди» и «Золотой Эльзой», церемония награждения «Тедди», Берлинале, 2013

За этим высказыванием кроется еще один момент, делающий этот фильм столь важным для нашего времени. Это – обеспокоенность сферы искусства правами ЛГБТ во многих уголках мира, и в частности, в странах Восточной Европы. В то время как Франция приняла закон о гей-браках, а Германия узаконила усыновление для гей-пар, Россия и Украина рассматривают законы о запрете так называемой «пропаганды» гомосексуальности на государственном уровне. Также на Балканах и в странах Балтики продолжают развиваться гомофобные настроения. Отношение к гомосексуальности грозит стать радикальным идеологическим вопросом, вновь разделяющим Европу на два лагеря, как это было во времена железного занавеса.

Понимая политическую подоплеку ситуации, напрашивается вопрос: как же все-таки удалось режиссеру снять столь тонкий и нескандальный фильм на данную тему?

Возможно, секрет в том, что режиссер оставляет отца Адама наедине со зрителем, не спеша с собственными выводами.

Там, где нет учеников и обязательств, поздно ночью к Адаму возвращаются его страхи и желания. И казалось бы, только зрителю дано это право – смотреть в голубые бессонные глаза священника, оказывающегося поздней ночью просто человеком. Фильм Малгошки Шумовской описывает внутренний мир отца Адама, искусными деталями прокладывая туда путь для зрителя. Это солнечный туман, представляющий польскую провинцию в магическом свете. Это музыка Band of Horses. Это микроситуации, взгляды, вздохи, выставляющие латентную вездесущую гомоэротичность церкви напоказ. «Во имя…» не ставит под сомнение веру отца Адама, но он заставляет задуматься о природе человеческой сексуальности.

Каждое утро отец Адам бегает по лесу, и этот мотив будто указывает на его вечное стремление убежать от себя. Явно пытаясь подавить в себе гомосексуальные влечения, он оказался здесь - в жизненном пространстве, запрещающем всякую сексуальность. Но возможен ли такой побег? Малгошка Шумовска дает отрицательный ответ на этот вопрос. Заключенный в пустоту своей квартиры, ее герой все равно вынужден признаться себе однажды в том, что он - гей. Сквозь личную драму «Во имя» показывает проблему структуры. В этом эстетическая сила фильма. Политическая же состоит в том, что зрителю становится ясно: структуру эту пора менять.

Инга Пилипчук, журналистка, кинокритик, автор еженедельной колонки «Фильм на актуальную тему» в газете «Die Welt Kompakt» (Германия)

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы