Назад на предыдущую страницу

24 октября 2014

Ищите женщину!

Что такое тест Бехдель и почему с ним взгляд на кино уже никогда не будет прежним

Кино, по верному замечанию Ленина, является одним из важнейших искусств - с начала XX века в этом плане мало что изменилось. Более того, даже самое массовое кино одновременно и репрезентует, и создает культурный фон и общественные настроения. Но вот беда: в фильмах, как и в литературе или живописи, существует некая монополия на отображение реальности под определенным углом.

Этот угол - мужской взгляд на мир. Мужчина в фильмах выступает как субъект, который взаимодействует с различными объектами, в число которых входят и женщины. В то время как мужчины занимаются множеством замечательных вещей, от полетов в космос до расследования убийств и совершения революционных открытий, задача женщин - изящно декорировать мужское существование и различными своими качествами (обязательная красота, слабость, коварство и др.) вдохновлять и направлять героев по уготованному им интересному пути.

Фильм Квентина Тарантино «Джеки Браун» (1997) прошел тест Элисон Бехдель 

Даже если в кино есть протагонистка, она, как правило, одна, и для достижения нужной ей цели она взаимодействует с мужчинами и только с ними. И, поскольку в кино женщина всегда могла попасть только в качестве чьей-то возлюбленной, музы или соратницы, неудивительно, что даже если героинь несколько, они редко общаются между собой, а если и общаются, то только на тему поиска оптимального способа контактировать с мужчинами, с которыми им посчастливилось находиться рядом.

Феминистские претензии к такой ситуации кажутся надуманными на фоне действительно серьезных последствий дискриминации, но на самом деле все аспекты являются кусочками одного пазла.

«Ребенок Розмари» - культ 60-х годов (1968) - Романа Поланского и «Бонни и Клайн» Артура Пенна (1967) получили высокие баллы по версии Бехдель

Женщины толком не представлены в культуре, и из-за этого мы имеем массу осложнений. Как минимум: и на мужчин, и на женщин влияют вредоносные стереотипы о роли женщины в обществе и женском образе в целом. Как максимум: к проблемам женщин (например, таким как домашнее или сексуальное насилие) не удается привлечь внимание, поскольку они считаются незначительными.

Это же относится и к другим дискриминируемым группам, в которых присутствуют женщины. В освещении трудной жизни мигрантов, рабочих или ЛГБТК 99,9 процентов информационного пространства занимают мужчины, и создается впечатление, что, кроме мужчин, в этих кругах либо больше никто не присутствует, либо они очень сладко живут. Что, конечно, неправда.

Конечно, если говорить о кино, то в наше время все не настолько плачевно, как во времена Золотого века Голливуда, но статистика представленности женщин в фильмах и сейчас удручающая.

Какое-то время назад в Швеции к остальным рейтингам вроде родительского ввели еще один - тест Бехдель. Этот тест назван в честь американской художницы Элисон Бехдель. В 1985 году она нарисовала комикс «Правило» о женщинах, которые решили пойти в кино и оказалось, что им нечего смотреть. Чтобы в современных шведских кинотеатрах фильм смог получить наивысшую рейтинговую оценку, он должен соответствовать параметрам теста Бехдель в числе прочих.

Параметры эти такие: в нем должно быть как минимум две женские героини, у них должны быть имена, и они должны разговаривать между собой не о мужчинах.

Сильное представление женщин в фильме «Тельма и Луиза»(1991) and «Чужие» (1979) - режиссер Ридли Скотт

Собственно, таких фильмов героини комикса Элисон Бехдель найти не смогли. Действительно: большинство признанных шедевров кинематографа вообще не про женщин. Попробуйте повспоминать, и окажется, что большинство ваших любимых фильмов не проходят тест даже с натяжкой. Возьмите хоть «Приключения Петрова и Васечкина», «Иван Васильевич меняет профессию» или мультфильм «Маугли»: нигде вы не встретите женских персонажей, которые обладали бы всеми перечисленными благами в комплекте. Либо имя, либо разговор, а если разговор - то, милочки, будьте добры обсудить, как кто-то из вас едет в Гагры с Якиным. Несмотря на то что этот рейтинг носит чисто рекомендательный характер и не требует заполненности контента женщинами ни на 90 процентов, ни даже на 50 или 25, он уже вызвал волну негодования и обвинений в фашизме (особенно в российском информационном пространстве), что само по себе симптоматично.

Еще бы: такой подход бросает вызов привычной нам с детства культуре, которую мы привыкли воспринимать как нечто очень важное и, главное, неприкосновенное. Однако если представить, что все это время одна половина человечества наблюдала за играми другой половины через замочную скважину, то становится понятно, что от этой культуры не должно остаться камня на камне.

С соответствием фильмов тесту можно ознакомиться здесь http://bechdeltest.com

Автор статьи Белла Рапопорт

 Комментарии



Опубликовать в социальные сервисы